Иностранный язык в раннем возрасте

Мы все когда-то становились свидетелями разговоров о том, что дети лучше взрослых усваивают иностранный язык и что многие взрослые, эмигрировавшие за рубеж и прожившие там долгие годы, не смогли научиться хорошо говорить на неродном для них языке. Так в чем же особенность механизма усвоения иностранного языка детьми по сравнению со взрослыми? И почему во всем мире неуклонно растет популярность курсов иностранного языка для дошкольников?

Языковой инстинкт

Одним из первых факторов, которых следует коснуться при обсуждении вопросов раннего приобщения детей к иностранному языку, является предположение о врожденности языковой способности. Это означает, что дети генетически предрасположены к усвоению языка, и, если они попадают в условия, в которых они оказываются подверженными иноязычному воздействию, они в итоге начинают говорить на этом языке. Таким образом, срабатывает так называемый языковой инстинкт.  

Универсальная грамматика

Еще один интересный аспект этого вопроса касается предположения о том, что мозг ребенка изначально запрограммирован на воспроизведение речевых конструкций по правилам универсальной для всех языков грамматики. Например, на любом языке можно «превратить» обычное предложение в вопросительное или отрицательное или указать, что действие происходит в настоящем или прошедшем времени. Основоположник этой теории, американский лингвист Н. Хомский даже утверждает, что у ребенка от природы имеется некое устройство овладения языком, которое активируется с началом общения с другими людьми и позволяет им строить свои предложения по правилам универсальной грамматики.

Возрастные особенности

В этой связи более легкое, естественное усвоение иностранного языка в детском возрасте стало объясняться тем, что у ребенка до пубертатного периода еще остается доступ к универсальной грамматике через устройство языкового овладения, в то время как взрослые вынуждены подходить к изучению иностранного языка через логические рассуждения и структурное понимание незнакомой грамматики. Этим, например, объясняется тот факт, что в старшем возрасте растет боязнь сделать ошибку, сказать что-то не так, и появляется желание чаще прерывать свою речь, чтобы удостовериться у «знающего» собеседника, все ли было сказано правильно. Такие признаки языкового барьера проявляются в гораздо меньшей степени в раннем возрасте.

Преимущества раннего приобщения к иностранному языку

Не все, однако, происходит легче в раннем возрасте в плане изучения иностранного языка. Исследования показывают, что поначалу детям младшего возраста сложнее более взрослых сверстников научиться читать и писать на неродном языке, как и преуспеть в грамматике. Вместе с тем, со временем раннее приобщение к иностранному языку «делает свое дело» и позволяет им не только догнать взрослых по языковым показателям, но и неизменно достигать более высоких результатов в беглости речи, приближаясь к уровню носителей языка.

Еще одним незаметным на первый взгляд преимуществом является то, что дети, начавшие изучать иностранный язык в раннем возрасте, оказываются гораздо более чуткими к осознанию грамматической правильности предложений и высказываний в будущем. Так, например, они лучше взрослых указывают на правильный вариант, выбирая между “I want go to the zoo” и “I want to go to the zoo” или “He’s got sister” и “He’s got a sister”.

Эта интуитивная способность определять, насколько «звучно» и правильно построено предложение, оказывается впоследствии важным вспомогательным инструментом для развития беглости и общей грамотности речи.

Наконец, у детей, с детства изучавших иностранный язык, намного реже наблюдаются закоренелые, систематические ошибки. У тех, кто начал изучать язык в более старшем возрасте, напротив, отмечаются случаи, когда даже после многократных исправлений со стороны учителя, ошибки не исчезают. Более того, подобные ошибки могут даже не осознаваться обучающимися в процессе их исправлений.

Таким образом, наиболее благоприятным периодом для начала изучения языка в общем смысле является возраст до 11-12 лет. В целом, раннее приобщение детей к иностранному языку имеет ряд преимуществ и закладывает прочный фундамент для успешного опыта изучения и использования этого языка в будущем.